Главная » Литературный Ежедневник » 2008 » Май » 26 » 26 мая родилась Людмила Стефановна ПЕТРУШЕВСКАЯ
06:27
26 мая родилась Людмила Стефановна ПЕТРУШЕВСКАЯ
Людмила Стефановна ПЕТРУШЕВСКАЯ1938Людмила Стефановна ПЕТРУШЕВСКАЯ, поэт, писатель, драматург, художник, мультипликатор, а ещё и поёт.

Свет в конце тоннеля, который не кончается

Эту фразу можно представить двояко. Можно подумать и вздохнуть о нашей долгой, беспризорной буквально и творчески жизни, которой всё время блестит вдалеке то ли звёздочка, то ли головной фонарь паровоза из известного анекдота. А можно обрадоваться тому, что какой бы длинный, или не длинный, или вообще не тоннель ни был, свет в его конце положен изначально. Вот этим светом Людмила Стефановна осеняет русскую литературу уже не одно десятилетие.

Как ей это удаётся? Поскольку Петрушевская любит бытописать даже в сказках и знает цену так называемой реальности, то вот как раз отсюда можно прийти с бестолковой работы домой, намазать себе бутерброд с маслом, а лучше всего ещё сверху положить кусок колбасы, забраться на диван, уронить колбасу, измазать диванную подушку маслом, выругаться… чёрт. И смотря, как твоя кошка с удовольствием принимает подарок судьбы в виде колбасного, ещё минуту назад порядочного кругляша колбасы, открыть страничку Петрушевской и прочитать следующее:

«На квартире у девочки тоже было довольно позднее утро, мама срочно умчалась на работу, делать было нечего, она оставила свою явно больную дочь спать после бурной ночки, а больная девочка тут же закурила, выпила из спрятанной папочкой бутылки последний коньяк, всё, что осталось от его коллекции, и свалилась досыпать у себя в кровати с сигаретой в зубах.

И, как это часто бывает (нельзя спать с зажжённой сигаретой), пепел, упав, прожёг простыню, задымило, поползло, а бедная больная девочка всё спала, крепко держа бутылку за горлышко».

Слава Богу, подумаешь. Нет, не чёрт… Слава Богу… смотришь на кошку и радуешься за неё. Повезло. Почему? Не великая проза. Да и произведение попалось не лучшее. Я не оговорился. Петрушевская пишет и плохо, пишет как дама, которой нечего делать… которая бросает слова на бумагу, передавая им ощущение своей тёплой руки, а не слов. Всё равно слова все одинаковые. Все их говорят. Да… Но вот, что удивительно. Даже из самого худшего… пусть будет для пущей важности… самого худшего наброска, автору удаётся озарить нас, осенить невозможным по нынешним временам счастьем сотворчества. Вставить в банальность, которая не более у Петрушевской чем материал, — вкус, цвет, подлинное сопряжение души.

С автором лучше всего знакомиться по его худшим произведениям. Только тогда и понятно, чего он стоит. Написать нечто выдающееся в наше время высоких технологий не составляет особого труда. Сократил наполовину, перечитал Набокова.

Вот, кстати сказать, в день её семидесятилетия почти каждая газетка отметилась. С чего бы это? Приказ свыше? Пиар по поводу назначенного юбилейного фестиваля? А потому что творит из нас Людмила Стефановна лучшее, чем мы пока есть на самом деле. И читая четвёртую, пятую по счёту заметочку, уже зазубрил таки биографию Петрушевской наизусть, словно все они с одного прессрелиза писаны, но понимаю, что и моя биография также мало значит для творчества. Что из всего можно творить и найти выход, только надо самому быть чуточку светом. Пример заразителен.

Родилась в Москве в семье служащего и «врагов народа». Военное и голодное детство скиталась по родственникам, обитала в детдоме. Окончила Московский государственный университет, работала корреспондентом, в издательствах, редактором на телевидении. В середине 1960-х годов начала писать рассказы, первый из которых, «История Клариссы» или «Через поля» (шут его знает!), был опубликован лишь в 1972 году, кажется в журнале «Аврора». Пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена режиссером Р. Виктюком в Студенческом театре МГУ, который за эту пьеску тут же и разогнали. Первая постановка на профессиональной сцене — пьеса «Любовь» (1974) в Театре на Таганке (режиссер Ю. Любимов). Или ещё где. По разным словарям что-то в Ленкоме, что-то в «Современнике». Дай Бог, словарям ещё не скоро подвести биографию Петрушевкой к единому знаменателю. Дай Бог ей вечного сотворчества в головах читателей и почитателей.

Ещё мне очень хотелось вставить фразу, что Петрушевская наше летоисчесление… или летописание. Где лето ещё и лето — яркое, тёплое, запомнившееся как детство и отставшее от нашей взрослости. И пишет беспризорная девочка свой свет в конце тоннеля и дарит нам. Но пока не вставилось. Не потому, что не пишет, а потому что лето забылось. Вспомним.

Помик волит:
— Калуша, а Калушаточки помиковичи?
Калуша разбызила клямсы и волит зюмо-зюмо:
— Куа?

Автор повестей «Свой круг», «Время ночь»; пьес «Уроки музыки», «Три девушки в голубом», «Квартира Коломбины»; сборника рассказов «Бессмертная любовь», «Дом девушек», «Настоящие сказки» и так деле…

http://lib.ru/PROZA/PETRUSHEWSKAYA/ (произведения)
http://www.rambler.ru/news/culture/literature/562539758.html (статья к 70-летию)
http://www.krugosvet.ru/articles/68/1006896/1006896a1.htm (биография)
http://www.hrono.ru/biograf/petrushev.html (биография)
http://www.proza.com.ua/visions/litsa_ljudmila_petrushevskaja_9f94.shtml (лучшие в инете фото Петрушевской)
Категория: ИМЕНА | Просмотров: 713




Поблагодарите наш проект за то, что он есть!
Не стесняйтесь!
 
  
© 2007 - 2015 Сергей Каревский. PROзрение. Сайт управляется системой uCoz
Закрыть